ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

Телефон приемной: +(996 312) 61 45 11

Горячая линия: +(996 312) 31 15 07

Home

О Департаменте природных ресурсов

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна

Об охотничьем хозяйстве в Кыргызской Республике.

(история развития)

По некоторым сведениям уже с 30-х годов официально постановлениями ЦИК и СНК Киргизской АССР устанавливались правила и сроки охоты в целом и по отдельным видам охотничьих животных.

В 1940 году постановлением СНК Киргизской АССР от 20 марта за номером 358 при СНК Киргизской АССР была образована Государственная инспекция по охотничьему хозяйству. А постановлением СНК Киргизской ССР от 20 апреля 1942 года №424 было утверждено Положение об охотничьем хозяйстве Киргизской ССР.

В самостоятельную отрасль народного хозяйства Кыргызстана охотничье хозяйство выделилось в 1958 году, когда постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 16 мая 1958 года №203 «О мерах по улучшению охотничьего хозяйства и усилению охраны охотничье-промысловой фауны Киргизской ССР» была организована при Министерстве сельского хозяйства Киргизской ССР Государственная инспекция по охоте и заповедникам (с сетью охотничьих заповедников, заказников и егерских участков), и утверждено Положение о ней.

В период до ноября 1959 года указанная Государственная инспекция стала Управлением государственной инспекции по охоте и рыбоохране при Министерстве сельского хозяйства Киргизской ССР. Тогда же Совет Министров Киргизской ССР своим постановлением от 4 ноября 1959 года №582 «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства и рыбоохраны в Киргизской ССР» установил, что основной формой правильной организации охотничьего хозяйства является закрепление охотничьих угодий в порядке, устанавливаемом Советом Министров Киргизской ССР, за государственными, кооперативными и общественными организациями, которые должны проводить на закрепленных за ними угодьях все необходимые мероприятия, направленные на увеличение количества полезных диких зверей и птиц. Этим же постановлением было утверждено и Положение о порядке и условиях закрепления охотничьих угодий за государственными, кооперативными и общественными организациями и определено нахождение всех охотничьих угодий республики в ведении Государственной инспекции по охоте и рыбоохране при Министерстве сельского хозяйства Киргизской ССР.

В целях улучшения ведения лесного хозяйства, усиления охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных богатств, постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 28 июня 1960 года №342 «Об образовании Главного управления лесного хозяйства и охраны природы при Совете Министров Киргизской ССР» образовано указанное управление с сосредоточением в нем руководства всеми вопросами лесного хозяйства и охраны природы в Киргизской ССР.

На Главное управление лесного хозяйства и охраны природы при Совете Министров Киргизской ССР был возложен контроль за проводимыми всеми ведомствами и организациями республики работ в области лесного, охотничьего и рыбного хозяйства, а также за рациональным использованием, воспроизводством и обогащением природных ресурсов Киргизской ССР.

В состав Главного управления лесного хозяйства и охраны природы при Совете Министров Киргизской ССР было передано и Управление государственной инспекции по охоте и рыбоохране от Министерства сельского хозяйства Киргизской ССР.

Претерпев многочисленные реорганизации и переименования, лесное и охотничье ведомства продолжали совместно осуществлять свою деятельность до 1994 года, когда они именовались соответственно Государственная лесная инспекция при Правительстве Республики Кыргызстан (Кыргызгослесинспекция) и Управление охотничьего хозяйства и охотничьего надзора при Кыргызгослесинспекции.

Согласно приказу Государственного комитета Кыргызской Республики по охране природы (Госкомприроды Кыргызской Республики) от 11.03.1994г. №10 в соответствии с постановлениями Правительства Кыргызской Республики от 4.01.1994г. №1 и от 16.02.1994г. №71 Кыргызгослесинспекция была передана Государственному комитету Кыргызской Республики по охране природы, с образованием на ее базе Главного управления по лесу, и с образованием Главного управления охотничьего хозяйства и охотничьего надзора при Госкомприроды Кыргызской Республики на базе Управления охотничьего хозяйства и охотничьего надзора при Кыргызгослесинспекции.

Но уже в 1995 году по постановлению Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 1995 года № 188 Главное управление по лесу Государственного комитета Кыргызской Республики по охране природы реорганизовано в Государственное агентство по лесному хозяйству (Гослесагентство) при Правительстве Кыргызской Республики и Главное управление охотничьего хозяйства и охотничьего надзора (Главохота) вошло в состав Гослесагентства при Правительстве Кыргызской Республики.

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О реорганизации центральных органов государственного управления» от 28.12.2000 года, на основании постановления Правительства Кыргызской Республики от 24.02.2001 года №59 «О Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики» на базе Гослесагентства был создан Департамент развития лесного хозяйства Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (Лесдепартамент) и на базе Главного управления охотничьего хозяйства и охотничьего надзора создано Управление охотничьего хозяйства и использования охотничьих ресурсов (Главохота) Лесдепартамента Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

Далее на основании постановления Правительства Кыргызской Республики от 10 июля 2001 года №330 «О внесении дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики от 24 февраля 2001 года №59 «О Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики» в целях укрепления охотхозяйственной отрасли, совершенствования системы управления ею и усиления контроля за использованием ресурсов охотничьего фонда Кыргызской Республики, в состав Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики было введено самостоятельным структурным подразделением Главное Управление охотничьего хозяйства и использования охотничьих ресурсов (Главохота), созданное на базе Управления охотничьего хозяйства и использования охотничьих ресурсов Лесдепартамента Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

В связи с созданием Государственной лесной службы Кыргызской Республики на базе нескольких подразделений Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, включая и Главохоту МЭ и ЧС КР, в начале 2002 года приказом Государственной лесной службы от 28 января 2002 года №35-к в ней создано самостоятельным структурным подразделением Главное управление по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов (Главохота), являющееся правопреемником Главного управления охотничьего хозяйства и использования охотничьих ресурсов (Главохота) Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.

В состав Главохоты в соответствии со схемой управления её, по утверждённому приказом Государственной лесной службы Кыргызской Республики от 18 марта 2002 года и зарегистрированному в Минюсте Кыргызской Республики 4 апреля 2002 года Положению о Главохоте, вошли шесть региональных управлений по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов.

В целях выработки и проведения единой национальной политики в сфере сохранения животного и растительного мира, биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности республики, дальнейшего развития лесохозяйственного комплекса и эффективного ведения охотничьего хозяйства, с учетом принятия постановления Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики о необходимости создания самостоятельного государственного органа в области сохранения и приумножения животного и растительного мира, Указами Президента Кыргызской Республики от 25 ноября 2001 года №342 "О Государственной лесной службе Кыргызской Республики" и от 4 января 2002 года №3 "О вопросах Государственной лесной службы Кыргызской Республики" создана Государственная лесная служба Кыргызской Республики. В неё вошло и Главное управление по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов (Главохота) с подведомственными ему региональными управлениями. Главохота Государственной лесной службы Кыргызской Республики создано в целях эффективного ведения охотничьего хозяйства и охотничьего надзора в сфере охраны, рационального использования и воспроизводства охотничьих ресурсов, развития экологического и охотничьего туризма (в том числе иностранного), как специально уполномоченный республиканский государственный орган управления охотничьим хозяйством, осуществляющее исполнительные, разрешительные и другие функции.

В связи с реорганизацией административных органов в 2005 году Главохота в виде Управления охотничьего надзора и регулирования использования охотничьих ресурсов (Управление охотнадзора), вошло совместно с лесными и экологическими службами в состав Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики. Далее в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 апреля 2008 года № 139 «Вопросы Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики» на базе территориальных управлений развития леса и регулирования охотничьих ресурсов Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики образовывается Департамент охотничьего надзора и регулирования численности охотничьих ресурсов (Департамент охоты) в качестве подведомственного подразделения Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству.

С февраля 2015 года Департамент охоты переименован как Департамент рационального использования природных ресурсов Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15.12.2016 №681,  Департамент рационального использования природных ресурсов переименован как Департамент охраны и использования природных ресурсов Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.

Обратная связь

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Обратная связь

Если вас интересуют какие-либо вопросы, связанные с работой Департамента РИПР,
c помощью этой формы вы можете отправить нам сообщение.

Форма обратной связи

Представительства Департамента ОиИПР

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Представительства Департамента ОиИПР

В ведении Департамента ОиИПР находятся 7 представительств в регионах республики: Чуйское, Таласское, Иссык-Кульское, Нарынское, Джалал-Абадское, Ошское и Баткенское.

Чуйское представительство
Адрес: инд. 720014, г. Бишкек, пр. Манаса, 155,
Телефон: (0312) 32-03-23

Информация о чуйском представительстве

Таласское представительсво
Адрес: Инд. 722720 г. Талас, ул. Умот-Молдо, 1 А,
Телефон: 034-22 5-23-96

Информация о таласском представительстве

Иссык-кульское представительство
Адрес: Инд. 722360 г. Каракол, ул. Кравцова 234,
Телефон: 039-22 7-07-55.

Информация о иссык-кульском представительстве

Нарынское представительство
Адрес: Инд. 722600 г. Нарын, ул. Мусурманкулова 6
Телефон: 035-22 5-37-21

Информация о нарынском представительстве

Жалалабадское представительство
Адрес: Инд. 715600 мкр. Спутник, г. Джалал-абад, ул. Жамашева 2
Телефон: 037-22 5-42-26

Информация о жалалабадском представительстве

Ошское представительство
Адрес: Инд. 714000 г. Ош, ул. А. Масалиева, 83 кв. 2
Телефон: 032-22 2-34-65;

Информация о ошском представительстве

Баткенское представительство
Адрес: Инд. 714000 г. Баткен ул. С. Садыкова 109
Телефон: 036-22 5-05-93

Информация о баткенском представительстве

  • Новости Департамента природных ресурсов
  • Обсуждение

    Проект

    Утверждено

    постановлением Правительства

    Кыргызской Республики

    от ___ _______________ 20___ г.

    № ___________

    Положение о лимитах и нормах на добычу диких зверей и птиц

    в Кыргызской Республике

    Настоящее Положение о лимитах и нормах на добычу диких зверей и птиц в Кыргызской Республике (далее – Положение) разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики «О животном мире», «Об охоте и охотничьем хозяйстве», «О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES)» в целях обеспечения устойчивого использования диких зверей и птиц в Кыргызской Республике.

    1. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении

    Квота – выделяемая пользователю часть лимита, установленная на всю территорию охотничьих угодий республики или на определенные охотничьи угодья;

    лимит - устанавливаемое на всю территорию охотничьих угодий республики или на определенные охотничьи угодья предельное количество особей, допустимых к изъятию из природной среды независимо от целей изъятия, с учетом способности популяций на устойчивое существование и воспроизводство;

    мониторинг охотничьих ресурсов - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием охотничьих ресурсов, половозрастной структурой популяций, качеством и площадью среды их обитания;

    нормы пользования - предельное количество особей охотничьих животных нелимитируемых видов, допустимое к изъятию из природной среды, устанавливаемое на конкретные охотничьи угодья или на одного охотника, на определенный период, с учетом способности популяций на устойчивое существование и воспроизводство;

    охотничьи животные - особи животного мира (дикие звери и птицы) по их видовой принадлежности, находящиеся в естественных природных условиях или в охотничьих питомниках, сохранение, воспроизводство и использование которых регулируются настоящим Законом. Перечень их указывается в Правилах охоты в Кыргызской Республике;

    охотпользователь - юридическое лицо (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы), имеющее право ведения охотхозяйственной деятельности на определенных охотничьих угодьях, предоставленное в соответствии с Договором о ведении охотхозяйственной деятельности, заключенным с уполномоченным государственным органом в сфере охоты и охотничьего хозяйства;

    устойчивое использование охотничьих ресурсов - долгосрочное пользование охотничьими ресурсами, исключающее ухудшение их состояния, структуры и генетического состава популяций и ухудшение среды обитания.

    2. Общие положения

    2.1. Настоящее Положение регламентирует установление норм и лимитов, выделение квот на добычу (изъятие из природной среды) диких зверей и птиц, и информирование общественности через официальные сайты и СМИ о принимаемых решениях по установлению лимитов и норм, выделению охотпользователям квот на добычу диких зверей и птиц.

    2.2. Лимиты на добычу диких животных устанавливаются на всю территорию Кыргызской Республики и на уровне отдельных охотничьих угодий.

    2.3. Добыча объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики, иных хищных и певчих птиц допускается только в исключительных случаях по разрешению уполномоченного государственного органа, при установлении лимита на добычу их по всей территории республики не более чем в 1% от численности.

    2.4. Лимит не должен превышать установленных нормативов пользования - количества экологически безопасного ежегодного изъятия в процентах от численности (согласно приложению 1 к настоящему Положению), обеспечивающего устойчивое существование и воспроизводство диких зверей и птиц.

    2.5. Установление лимитов и норм на добычу диких животных осуществляется приказами республиканского государственного органа охраны окружающей среды в сфере охоты и охотничьего хозяйства (далее – уполномоченного государственного органа) по согласованию с Биолого-почвенным институтом (БПИ) НАН КР и решениями специальной разрешительной комиссии.

    Разрешительная комиссия создается в количестве не менее семи человек из представителей уполномоченного государственного органа, научных учреждений, ассоциации охотпользователей, экологических неправительственных организаций. В состав комиссии включаются также представители местных государственных администраций по месту расположения охотничьих угодий, по территориям которых рассматривается установление лимитов. Председателем и секретарем комиссии являются представители уполномоченного государственного органа. В отсутствии председателя комиссии его замещает заместитель председателя.

    Каждое заседание комиссии протоколируется секретарем и подписывается всеми участвующими в заседании членами комиссии.

    Заседание комиссии признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от состава ее членов. Решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствовавших на заседании ее членов. В случае одинакового количества голосов, решающим является мнение председателя комиссии, или замещающего его лица.

    2.6. Уполномоченный государственный орган вправе проверять достоверность материалов учета путем организации и проведения необходимых экспертиз и дополнительной научной оценки соответствующих материалов.

    2.7. Информация обо всех решениях по установлению лимитов и норм на добычу диких животных уполномоченным государственным органом публикуется на его официальном сайте и в СМИ.

    3. Установление лимитов и норм на добычу

    диких зверей и птиц, выделение квот

    3.1. Лимиты на добычу диких животных устанавливаются ежегодно по их видам/подвидам.

    3.2. Установленный лимит на добычу диких животных того или иного вида/подвида объединяет в себе общее количество диких животных, разрешенных к изъятию из природной среды, независимо от целей пользования и осуществляющих его субъектов.

    3.3. Размеры устанавливаемых лимитов по годам могут варьировать исходя из результатов оценок состояния популяций диких животных и условий их обитания, плодовитости животных, иных обоснованных критериев, о чем ежегодно или в иные определенные периоды принимает решение разрешительная комиссия.

    3.4. Исходя из установленных лимитов на добычу диких животных, уполномоченным государственным органом осуществляется выделение охотпользователям по их заявкам квот на добычу диких животных по тем или иным видам/подвидам, целям добычи.

    3.5. Выделение охотпользователям квот осуществляется после предоставления ими в уполномоченный государственный орган пакета документов:

    а) отчета о добыче диких животных в предыдущем сезоне (периоде) охоты с приложением копий разрешительных документов (отстрелочных карточек), трофейных листов и протоколов охоты, зарегистрированных (заверенных) в установленном порядке;

    б) копий квитанций о произведенной оплате за специальное пользование объектами животного мира в предыдущем сезоне (периоде) охоты.

    3.6. Лицензионно-разрешительная комиссия в 10-ти дневный срок рассматривает предоставленные охотпользователями заявки и документы и принимает соответствующее решение о выделении или отказе в выделении квоты на добычу диких зверей и птиц.

    3.7. Основанием, для отказа в выделении охотпользователю квоты на добычу диких зверей и птиц, может служить:

    а) отсутствие или несвоевременная сдача отчета о добыче диких животных и оплате за специальное пользование объектами животного мира за предыдущий сезон (период) охоты, а также в случае предоставления искаженных данных по учету численности диких животных, обитающих в охотхозяйстве;

    б) нанесение по вине охотпользователя или допущение им значительного вреда окружающей природной среде на территории охотничьих угодий, на которых ему предоставлено право ведения охотхозяйственной деятельности,грубых нарушений природоохранного законодательства Кыргызской Республики в области охраны и использования ресурсов животного мира;

    в) отсутствие круглогодичной егерской охраны;

    г) отсутствие проведения охранных и биотехнических мероприятий;

    д) отсутствие внутрихозяйственного охотустройства в охотугодьях охотпользователя;

    е) наличие задолженности по оплате за пользование природными объектами животного мира за предыдущие сезоны охоты.

    3.8. Получение охотпользователями квот может осуществляться только в пределах установленных лимитов на отдельные охотничьи угодья и окончания лимитов, установленных на всю территорию Кыргызской Республики.

    3.9. По окончании сезона (периода) охоты, не более чем по истечении 10-ти дней, в уполномоченный государственный орган охотпользователями предоставляются отчеты по использованию выделенных квот на добычу диких зверей и птиц (в том числе по охоте иностранными охотниками – с приложением копий зарегистрированных до и после охоты именных отстрелочных карточек, трофейных листов, и протоколов охоты).

    3.10. Выявление допущенных охотпользователями фактовнарушений сроков и правил добычи диких животных и других нарушений в сфере природопользования, является основанием для приостановления действия выделенной квоты на добычу диких животных и решения вопроса об отказе в последующей выдаче квот на предстоящий (текущий) сезон (период) охоты.

    3.11. По нелимитируемым видам диких животных устанавливаются или не устанавливаются ограничения (нормы) их добычи за день или сезон охоты.

    3.12. Добыча волка и шакала не лимитируется и не нормируется, так как добыча в установленном порядке данных хищных млекопитающих в условиях Кыргызской Республики, а также ворон, сорок, щурок (в районе пасек), скворцов афганских (майна) не ограничивается.

    3.13. Запрещается добыча диких зверей и птиц, не вошедших в перечень разрешенных к добыче в установленном порядке диких зверей и птиц, изложенный в Правилах охоты в Кыргызской Республике и/или на которых не получены специальные разрешения уполномоченного государственного органа.

    Нормативы пользования и нормы добычи диких зверей и птиц

    на территории Кыргызской Республики

    Вид животного

    Норматив пользования

    Норма добычи

    дневная

    сезонная

    Млекопитающие

    баран горный (памирский подвид - Марко Поло)

    06-1%

    козел горный (козерог)

    5-10%, в том числе для иностранных лиц – до 4%.

    косуля

    10-15%

    кабан

    до 10%

    шакал

    не ограничивается

    волк

    не ограничивается

    корсак

    2

    10

    лисица

    2

    10

    солонгой

    15-20%

    колонок

    15-20%

    ласка

    15-20%

    горностай

    15-20%

    хорь степной

    15-20%

    норка американская

    30-40%

    барсук

    1

    4

    кошка степная

    5-10%

    белка

    60 и более%

    суслик желтый

    не ограничивается

    суслик тяньшанский

    не ограничивается

    сурок серый

    до 20%

    сурок красный

    до 20%

    ондатра

    до 15%

    заяц-толай

    3

    20

    Птицы

    гусь серый

    3

    15

    казарка белолобая

    3

    15

    пеганка

    5

    30

    огарь или атайка

    5

    30

    кряква

    5

    30

    утка серая

    5

    30

    шилохвость

    5

    30

    свиязь

    5

    30

    широконоска

    5

    30

    чирок-трескунок

    5

    30

    чирок-свистунок

    5

    30

    нырок красноносый

    5

    30

    нырок белоглазый

    5

    30

    нырок красноголовый

    5

    30

    чернеть хохлатая

    5

    30

    гоголь обыкновенный

    5

    30

    крохаль большой

    5

    30

    луток

    5

    30

    перепел

    10

    50

    куропатка бородатая (чиль)

    5

    30

    куропатка каменная (кеклик)

    5

    30

    улар

    5-10%

    фазан

    до 15%

    лысуха

    10

    50

    пастушок водяной

    3

    20

    тиртушка луговая

    3

    20

    тулес

    3

    20

    чибис

    3

    20

    камнешарка

    3

    20

    турухтан

    3

    20

    травник

    3

    20

    улит большой

    3

    20

    ходулочник

    3

    20

    шилоклювка

    3

    20

    кроншнеп большой

    3

    20

    вальдшнеп

    3

    20

    бекас

    3

    20

    бекас-отшельник

    3

    20

    гаршнеп

    3

    20

    голубь сизый

    10

    50

    голубь скалистый или каменный

    10

    50

    клинтух

    10

    50

    вяхирь или витютень

    10

    50

    горлица обыкновенная

    10

    50

    горлица большая или степная

    10

    50

    горлица кольчатая

    10

    50

    горлица малая или египетская

    10

    50

    ворона, сорока, щурка (в районе пасек), скворец афганский (майна)

    не ограничивается

    хищные птицы (виды, включенные в Красную книгу, только в целях искусственного разведения и в научных целях)

    певчие птицы всех видов

    яйца птиц (виды птиц, включенные в Красную книгу, только в целях искусственного разведения и в научных целях)

    Целесообразно введение системы коэффициентов, учитывающих вклад регионов в воспроизводство и охрану диких зверей и птиц и резкое сокращение лимитов и выделения квот, вплоть до полного запрета добычи диких зверей и птиц в регионах, где нет вложения средств в охрану и воспроизводство диких животных.

  • Услуги департамента охоты
  • Статьи на главную страницу
  • Фотогалерии
  • Фотографии на главную страницу
  • Законодательство
  • Оперативная работа