ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

Тел. приемной: +(996 312) 54 61 18;   Факс: +(996 312) 54 61 15                     

Общая информация

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Информация

о деятельности Департамента охраны и использования природных ресурсов Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

 

Департамент рационального использования природных ресурсов Государственного агентства охраны окружающей среды (далее – Департамент природных ресурсов, Департамент) в соответствии с положением о нём, утвержденным постановлением Правительства КР от 06.02.2015 года № 40, является подведомственным подразделением Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики (далее – Госагентство), специальным уполномоченным государственным органом в области охраны, воспроизводства и рационального использования ресурсов животного и растительного мира, государственным органом управления в сфере охоты и рыболовства, ведения охотничьего хозяйства.

Целью деятельности Департамента природных ресурсов является обеспечение сохранения, воспроизводства и рационального использования ресурсов животного и растительного мира на территории Кыргызской Республики. И на него возложены следующие функции:

-  участие в разработке и реализация единой государственной политики, международных соглашений и договоров в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования ресурсов животного мира, сохранения среды их обитания/произрастания;

-  координация вопросов охраны, воспроизводства и использования ресурсов животного мира, осуществления охоты и рыболовства, ведения охотничьего хозяйства, создания и функционирования зон сохранения объектов животного мира, воспроизводственных участков;

-  организация и осуществление охраны ресурсов животного мира и среды их обитания/произрастания;

-  ведение мониторинга состояния ресурсов животного мира и их использования;

-  осуществление подготовки информационно-аналитических материалов, относящихся к деятельности Департамента;

-  осуществление взаимодействия с другими территориальными и подведомственными подразделениями Госагентства.

            В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов. Сохранение окружающей среды – важнейшая общечеловеческая проблема. Совершенствование рационального природопользования – одна из основных задач современности.

            В Кыргызстане в основном используются такие ресурсы как полезные ископаемые, животный и растительный мир.

            В отличии от полезных ископаемых, животный и растительный мир являются возобновляемыми ресурсами. Одним из видов природопользования является охота и охотничье хозяйство.

Животный мир в Кыргызстане является государственной собственностью. При этом объекты животного мира (дикие звери и птицы), являющиеся охотничьими ресурсами, могут быть использованы, и в том числе в целях охоты. Государство заинтересовано в первую очередь в сохранении и приумножении охотничьих животных как части природных ресурсов, и в последующем получении от них определенного дохода, что возможно при экологически и экономически обоснованном ведении охотхозяйственной деятельности.

          За годы развития охотничьего хозяйства в Кыргызстане накоплено много позитивного опыта. Вместе с тем за последние годы возник ряд проблем, которые потребовали тщательного рассмотрения и выработки новых решений. Анализ данной отрасли выявил, что на данном этапе ведение охотничьего хозяйства сведено только к использованию ресурсов, т.е к потребительскому подходу. 

Например: ранее не было четких регулирующих нормативных документов, предоставление охотничьих угодий осуществлялось без должного научного, экономического обоснования и не способствовало эффективному использованию охотресурсов. Несогласованные со специально уполномоченным органом решения, принимаемые без учета научных рекомендаций, без соблюдения принципа конкурсного отбора, приводили к образованию большого количества очень мелких по площади охотничьих хозяйств, наличию многочисленных фактов выделения охотничьих угодий некомпетентным лицам, и в целом к неэффективному пользованию.

В Кыргызстане было зарегистрировано более 80 охотпользователей. Из них в Нарынской и Иссык-Кульской областях зарегистрировано 67 охотпользователей.

С 2010 года реформа данной отрасли проводилась в трех направлениях;

I. Разработка основного отраслевого закона - направлена на установление правовых основ сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих животных и среды их обитания; создание адекватной и эффективной системы управления охотничьими ресурсами, защиту социально-экономических интересов государства и конституционных прав граждан Кыргызской Республики в сфере охоты. Настоящим законом определяются экологические, правовые и экономические основы ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.

С принятием в 2014 году Закона КР «Об охоте и охотничьем хозяйстве» разработаны и утверждены подзаконные нормативные акты.

Начата широкомасштабная реформа в данной отрасли.

         Сфера охоты и охотничьего хозяйства имеет следующие задачи:

-  повышение эффективности использования охотничьих ресурсов и укрепление основы экономической устойчивости охотпользователей;

-  усиление механизма предоставления статуса охотника;

-  гармонизация взаимодействия между охотпользователями, государственным уполномоченным органам, основными землепользователями, органами местного самоуправления и госадминистрациями;

-  улучшение мониторинга, планирования и управления охотничьими ресурсами;

-  усиление контроля, как со стороны государственных органов, так и со стороны охотпользователей за выявлением и пресечением браконьерства.

В целях реализации Закона Кыргызской Республики «Об охоте и охотничьем хозяйстве» были разработаны следующие нормативные правовые акты.

1.  Правила охоты на территории Кыргызской Республики – утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23.03.2015 года № 143.

Данное постановление Правительства Кыргызской Республики разработано в целях усиления и ужесточения охраны, защиты и контроля использования, воспроизводства охотничьего фонда и регулирования процессов охоты. В 2015 году установление лимитов, распределение квот и выдача разрешений производилась по новым правилам.

2.  Правила выдачи государственного охотничьего удостоверения Кыргызской Республики – утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23.06.2015 года № 401.

Данные Правила регулируют процедуру выдачи единого государственного охотничьего удостоверения. Разработана система автоматизированного рабочего места «Охотник» для систематизации сбора данных и занесения в базу данных всей имеющейся информации (отметка о наличии оружия, правонарушениях – браконьерстве, и т.д.) о физическом лице (охотнике).

В настоящее время в созданную систему «Охотник» (базу данных) заносятся требуемые данные, которые передаются в электронном виде для изготовления государственного охотничьего удостоверения Кыргызской Республики. На сегодняшний день физическими лицами (охотниками) были получены более 4 000 государственных охотничьих удостоверений Кыргызской Республики единого для всей республики образца.

3.  Ставки платы за специальное пользование объектами животного мира в Кыргызской Республике и Порядок взимания и использования платы за специальное пользование объектами животного мира в Кыргызской Республике ‑ утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.10.2015 года № 715.

В данном постановлении предусмотрены значительные увеличения ставок платы за специальное пользование объектами животного мира.

Например:

‑  для спортивно-любительской охоты на сибирского козерога было 600 (шестьсот) сомов, установлено 10 000 (десять тысяч) сомов;

‑  для иностранных охотников на сибирского козерога было 36 000 (тридцать шесть тысяч) сомов, установлено 70 000 (семьдесят тысяч) сомов;

‑  на барана Марко Поло было 250 000 (двести пятьдесят тысяч) сомов, установлено 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) сомов.

4.  Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 06.10.2015 года № 688 внесено дополнение и изменение в постановление Правительства Кыргызской Республики от 3 мая 2013 года № 224 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный объектам животного и растительного мира юридическими и физическими лицами».

Данное постановление предоставляет стимул юридическим и выявившим браконьерство физическим лицам, так как при возмещении ущерба средства распределяются следующим образом: 35 % ‑ в республиканский бюджет, 35 % ‑ в уполномоченный орган, 30 % ‑ лицу, выявившему факт нарушения.

Виды животных

Такса

Старая такса  (сом)

Новая такса (сом)

примечание

1

Барс

199 600

500 000

+  300 400 сом

2

Марал

4 173

400 000

+  395 827 сом

3

Медведь

12 000

400 000

+  388 000 сом

4

Архар

14 135

400 000

+  385 865 сом

5

Козерог

7 064

55 000

+  47 936 сом

6

Косуля

5 651

15 000

+  9 349 сом

 

5.  Положение о Красной книге Кыргызской Республики ‑ утверждено постановлением Правительства КР от 11.04.2016 года № 189.

Данное Положение регулирует процедуру составления и ведения Красной книги КР.

6.  Разработан и утверждён приказом уполномоченного органа (Госагентства) Порядок осуществления охотничьего контроля и надзора.

7.  Разработан и утверждён приказом уполномоченного органа (Госагентства) от 10.03.2016 г. № 01-9/61 Порядок ведения кадастра охотничьих животных в Кыргызской Республике.

8.  Внесены дополнения и изменения в нормативное правовое обеспечение системы предоставления в пользование охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства. Принято постановление Правительства Кыргызской Республики от 16 декабря 2013 года № 673 «Об утверждении Положения о порядке предоставления охотничьих угодий в пользование для ведения охотничьего хозяйства на территории Кыргызской Республики»

Согласно этому Положению первые в истории Кыргызстана за годы независимости при участии Биолого-почвенного института НАН КР проведено межхозяйственное охотустройство в сыртовых зонах Иссык-Кульской и Нарынской областях. В результате проведённых работ в сыртовой зоне Иссык-Кульской области выделено 18 участков (было 26 охотхозяйствующих субъектов); в Ак-Сайской и Арпинской долинах Нарынской области выделено 24 участка (был 41 охотхозяйствующий субъект). 

Площадь участков охотничьих угодий установлена исходя из экологической обстановки, перечня и плотности обитания основных видов охотничьих животных, представляющих интерес для ведения охотничьего хозяйства и сохранения биоразнообразия.

Итого при действующих ныне на этих территориях 67 субъектах, проведенным межхозяйственным охотустройством определено 42 участка, которые были выставлены на конкурс. На 42 участка претендовали 150 участников. В настоящее время Госагентство судится по двум лотам, претенденты на которые не были согласны с решением комиссии.

Это говорит о том, что Конкурс проводился строго в рамках существующих нормативных правовых актов. Сокращено 25 охотпользователей и в дальнейшем их количество будет еще сокращаться.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике зарегистрировано 52 охотпользователя (41 частных, 9 общественных и 2 государственных), около 20 000 охотников и 20 охотничьих магазинов.

Таким образом, сокращено количество охотхозяйств, ужесточены правила закрепления охотничьих угодий, установления лимитов и требования к ведению охотничьего хозяйства и осуществлению охоты, увеличены ставки платы за специальное пользование дикими животными, а также  таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причинённый объектам животного и растительного мира.

 

II. Совершенствование работы по мониторингу  Проведены мероприятия по обучению работников учетам численности диких животных, апробировано заполнение бланков учетных карточек, разработана и утверждена Временная инструкция по проведению мониторинга (обследований) состояния популяций диких горных копытных животных с применением новых технологий и оборудования (GPS). Идет постоянное обучение применению GPS навигатора.

 

В связи с возрастающими обязательствами по отчетности по международным соглашениям/конвенциям и требованиями национальной статистической отчетности, принимая во внимание острую потребность в данный момент пересмотра системы учета, мониторинга и отчетности по показателям дикой природы, при поддержке Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) осуществлен проект по созданию электронной Базы данных диких животных Кыргызстана. Проект фокусируется на проблемах сохранения биоразнообразия и нацелен на поддержку национальных партнеров в установлении стабильной системы управления данными мониторинга дикой природы для улучшения процесса принятия решений в сохранении и устойчивом использовании ресурсов биоразнообразия.

В  базе данных диких животных Кыргызстана будут концентрироваться сведения по их численности, распространению и иным данным, с определенным механизмом (схемой) сбора и обмена информацией, которая впоследствии также станет одним из источников формирования периодически издаваемого кадастра охотничьих, а также иных видов/подвидов диких животных. Функционирование базы данных предусматривается с возможностью добавления, обновления и редактирования имеющихся сведений, и предназначена для специалистов по учету животных, а также (в режиме просмотра) для интересующейся вопросами сохранения дикой природы широкой общественности. 

III. Привлечение местного населения

В сохранении природы совместно с местным населением запущены три пилотных проекта, по которым ведётся активная работа.

В Акшыйракском и Сары-Жазском АО при финансовой поддержке ПРООН-ГЭФ 10 наиболее активных внештатных инспекторов Департамента природных ресурсов получили техническое оснащение в виде зимнего и летнего форменного обмундирования, палаток, GPS – навигаторов, фотоаппаратов на общую сумму 260 000 (двести шестьдесят тысяч) сомов.

По результатам совместной работы сотрудников с внештатными инспекторами Департамента природных ресурсов было выявлено 16 фактов нарушений природоохранного законодательства на сумму более 170 000 (ста семидесяти тысяч) сомов.

В Ак-Суйском районе Иссык-Кульской области и Кеминском районе Чуйской области, при поддержке международного проекта GIZ были созданы местные сообщества, которым оказана материально-техническая помощь в виде биноклей, GPS ‑ навигаторов, фотоаппаратов, палаток, форменного обмундирования, а также оказана помощь в разработке уставных документов сообществ, проведено обучение по законодательству, заполнению протоколов на нарушителей, а также проведению мониторинга и биотехнических мероприятий.

В государственном охотничьем хозяйстве Шамшы-Туюк Чуйской области при поддержке проекта ISLT совместно с сотрудниками Департамента природных ресурсов проводятся мероприятия по изучению мест обитания и жизнедеятельности снежного барса.

В Алайском районе Ошской области международный проект «Пантера» оказал помощь в приобретении материально-технического оснащения в виде фотоаппаратов, биноклей, форменного обмундирования для местных сообществ, оказывающих большой вклад в охране природы, а также проект помог при разработке уставной документации местного сообщества. Проведено обучение по законодательству, заполнению протоколов на нарушителей, а также проведению мониторинга и биотехнических мероприятий.

Кроме того «Пантера» оказала материальную помощь в приобретении технического оснащения (6 ед. биноклей и 3 ед. компасов для сотрудников Нарынского государственного заповедника.

Департамент природных ресурсов ведет работу в тесном взаимодействии с международными организациями по охране природы, такими как ПРООН-ГЭФ, Пантера, GIZ, Филиал ОО «Союз охраны природы Германии «Набу», Секретариат глобальной программы по сохранению снежного барса и его экосистем, «SNOW Leopard», был заключен Меморандум о сотрудничестве по исследованию биологии снежного барса в Кыргызской Республике.

При совместной работе в текущем году удалось запустить первый в истории Кыргызской Республики спутниковый ошейник на снежном барсе.

Данный проект по исследованию биологии снежного барса в Кыргызской Республике был запущен на территории “Сарычат-Ээрташского” государственного заповедника Иссык-Кульской области.

Кроме этого успешно продвигаются совместные проекты по установке фотоловушек для наблюдений за дикими животных для изучения их жизнедеятельности.

            Также международные партнеры оказывают помошь в материально-техническом оснащении сотрудников предствительств Департамента природных ресурсов. 

Проделанная работа в 2015 году

Борьба с браконьерством 

            Охрана объектов животного мира на закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается специальными мерами, которые включают создание особого режима охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики, установление определенных требований и правил, введение ограничений пользования и установление по согласованию с Национальной академией наук Кыргызской Республики сроков охоты, лимитов/квот и норм добычи охотничьих видов.

            В республике обитает или встречается в определенные периоды

84 вида млекопитающих, из них 23 вида занесены в Красную книгу КР;

390 видов птиц, из них 57 видов занесены в Красную книгу КР;

70 видов рыб, из них 7 видов занесены в Красную книгу КР;

43 вида пресмыкающихся и земноводных, из них 11 видов занесены в Красную книгу КР.

К охотничьим видам относятся 35 видов диких зверей и птиц.

Общая площадь охотничьих угодий составляет 14,4 млн. га, из них в ведении уполномоченного государственного органа находятся 7,2 млн. га, за общественными охотхозяйствами закреплено 3,2 млн. га, за частными охотхозяйствами закреплено 4,0 млн. га.

Увеличиваются территории особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Общая площадь ООПТ составляет 1200,87 тыс. га или 6,006 % от площади страны. Из них: 10 государственных заповедников (596,3 тыс. га), 9 государственных природных парков (302,9 тыс. га), 10 лесных, 23 ботанических, 19 геологических, 2 комплексных и 14 охотничьих (зоологических) заказников с общей площадью 301,4 тыс. га.

В целях сохранения уникальных природных комплексов и биологического разнообразия, охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, расширения сети особо охраняемых природных территорий Кыргызской Республики Агентством были образованы постановлениями Правительства Кыргызской Республики:

‑  Государственный природный парк «Кан-Ачуу» ‑ по постановлению от 11.09.2015 года № 630;

‑  Государственный природный парк «Хан-Тенири» ‑ по постановлению от 12.02.2016 года № 62.

          Департамент ведет активную работу по борьбе с браконьерством.

          Всего за 2015 год штатными сотрудниками Департамента природных ресурсов было выявлено и вскрыто 706 фактов нарушений правил охоты, браконьерства и уничтожения растительного мира на сумму 5 867 029 сомов. Взыскано по 584 делам на сумму 3 939 128 сомов, или 67,1 % от предъявленной суммы. Направлены в суды и прокуратуры 42 дела на сумму 2 002 493 сомов, из них взыскано по 14 делам на сумму 481 978 сомов. 

          В целях активизации привлечения граждан к выявлению и пресечению фактов браконьерства запускается проект “Я Репортер”.

Борьба с браконьерством ведётся совместно с правохранительными органами и пограничной службой КР в акции под названием “Охрана природы - охрана отечества, охрана отечества - охрана природы”.

Так за задержание браконьеров награждены служащие Нарынской погранзаставы в размере 30 % от иска, общая сумма которого составила 30 000 сомов, кроме этого были удостоены Почетной грамотой, Благодарственным письмом Департамента природных ресурсов и ценными подарками. Всего пограничной службой КР за 2015 год задержаны 5 (пять) браконьеров, которым предъявлен иск на общую сумму  550,0 тыс. сомов, из них взыскано 210,0 тыс. сомов. Лицам, выявившим нарушения выплачены премии на сумму 66,0 тыс. сомов. 

Укрепление материально-технической базы работников, осуществляющих охранные мероприятия, повышение их материальной заинтересованности путём выплат (30%) от сумм, уплаченных за нанесение ущерба животному и растительному миру, способствует активизации работы с силовыми структурами и судебными органами, увеличению объёмов выявленных нарушений природоохранного законодательства, и взыскаемости предъявленных сумм.

 

Департамент природных ресурсов ведет работу в тесном взаимодействии с информационными службами, такие как Акипресс.

Вся информация по выявлению фактов нарушения природоохранного законодательства размещаются в новостном информационном портале данного информационного  агентства.

 

Динамика выявленных правонарушений в сфере природопользования

с 2008 по 2015 годы. 

Наименование показателей

Ед. измере-ния

По годам

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего составлено протоколов

шт.

298

469

501

611

552

710

531

706

Предъявлено штрафов

тыс. сом

75,1

105,2

91,5

111,7

102,6

163,1

280,9

378,4

Предъявлено исков

тыс. сом

879,5

861,9

986,3

1449,1

1219,5

2798,8

3651,5

5488,5

Взыскано штрафов

тыс. сом

53,1

94,6

83,2

107,2

96,1

149,6

226,8

232,8

Взыскано  исков

тыс. сом

450,2

840,2

813,5

1205,1

978,6

1660,2

1772,2

3706,3

 

 

Переданные материалы в правоохранительные органы  с 2008 по 2015 годы.  

 

Наименование показателей

Ед. измере-ния

По годам

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего протоколов

шт.

38

30

45

67

72

54

43

42

штрафов

тыс. сом

18,7

8,1

13,2

9,9

11,2

16,4

36,7

42,2

Исков

тыс. сом

553,9

187,3

251,5

486,2

279,6

1550,6

1895,3

1960,2

Всего взыскано

дел

3

9

20

40

37

27

19

14

Взыскано штрафов

тыс. сом

1,7

2,6

6,1

7,5

6,6

10,8

13,0

9,4

Взыскано исков

тыс. сом

149,8

76,5

89,6

246,9

69,7

484,7

190,3

472,6

 

Примечание: Согласно п. 11. Статьи 33. Закона КР «Об охоте и охотничьем хозяйстве» видео- и фотосъемки, зафиксировавшие обстоятельства и факты незаконной охоты и добычи диких животных (браконьерства), могут предоставляться в качестве доказательства их совершения.

На примере:

‑  Камчыбекову Б.А. постановлением Жалал-Абадского районного суда от 25.03.2015 года возбуждено уголовное дело по статье 278 Уголовного кодекса КР части 1 пункта 1 и статье 241 части 1 (по исковым сумам в размере 920,0 тыс. сом из них: взыскано 100,0 тыс. сом и арестовано недвижимое имущества (жилой дом хоз. постройками) за незанную добычу 1 головы медведя и 1 головы горного козла). 

‑  Жусупакунову Р.Д., Абдраманову А.К., Султаналиеву Б., Исабекову Ч., задержаных 18.02.2015 года и 20.02.2015 года в Нарынской области, постановлением Ат-Башинского районного суда от 28.05.2015 года возбуждено уголовное дело по статье 278 Уголовного кодекса КР части 1 пункта 1 и статье 241 части 1 (по исковым сумам в размере 330 000 сом, за незанную добычу 6 голов горного козла);

‑  Каранаеву А. постановлением прокуратуры Ак-Суйского района Иссык-Кульской области возбуждено уголовное дело по статье 278 Уголовного кодекса КР части 1 пункта 1 и статье 241 части 1. Материал передан в Ак-Суйский районный суд (по исковым сумам в размере 500,0 тыс. сом за незанную добычу снежного барса, из них: взыскано 200,0 тыс. сом).

 

У нарушителей конфисковано 19 ед. нарезного и 31 ед. гладкоствольного оружия, кроме этого имеется из остатков прошлых лет 6 ед. гладкоствольного оружия (всего 56 единиц оружия). Из конфискованного оружия сданы в органы МВД 44 единицы, возвращена после проверки документов 1 единица, и 1 единица гладкоствольного оружия продана, остаток в представительствах составляет 10 единиц.

Динамика изъятого охотничьего оружия

с 2008 по 2015 года.

 

Наименование

Оружий

Ед. измере-ния

По годам

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Нарезное

Ед.

4

4

8

5

12

14

14

19

Гладкоствольное

Ед.

28

20

36

30

24

34

30

31

Всего

 

32

24

44

35

36

48

44

50

Мероприятия по регулированию численности диких животных,

наносящих ущерб сельскому и охотничьему хозяйствам

Проведена определенная работа по регулированию численности таких животных. Установлен постоянный контроль над регулированием численности волков и шакалов, а также за отстрелом бродячих собак и кошек, силами работников Департамента.

При региональных представительствах созданы штабы по руководству и координации работы бригад волчатников, также ведется работа по вовлечению дополнительных охотников волчатников из местного населения. За 2015 год в региональных представительствах из числа штатных сотрудников созданы 50 постоянно действующие бригады по отстрелу волков и шакалов, которыми проведено 283 рейда и добыто 192 головы волка и 600 – шакала.

Из числа охотников-волчатников созданы 33 постоянно действующие бригады, ими проведены 126 рейдов и добыто 262 волка и 192 шакала.

Из числа индивидуальных охотников созданы 17 бригад, и ими добыто 17 голов волка, 45 – шакала.

В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба сельскому хозяйству, животному миру и среде его обитания, достижения экологического равновесия среди объектов животного мира, а также активизации работы по регулированию численности волков и шакалов разработано и принято Правительством Кыргызской Республики постановление «О регулировании численности волка и шакала на территории Кыргызской Республики» от 26.02.2016 года № 89. Во исполнение данного постановления и для оказания государственной поддержки местному населению республики в регулировании численности волков и шакалов, в дальнейшем предусматривается ежегодное выделение 6 000,0 тыс. сомов, для выплаты премий за добычу волка и шакала, в том числе:

‑  за волка и волчицу – 6 000 сомов,

‑  за волчонка (волчата текущего года, добытые до 1 октября) – 1 500 сомов,

‑  за шакала – 2 000 сомов.

При этом предусматривается осуществление премирования за каждую добытую голову, без принятия шкуры, но с нанесением специальных меток на неё.

В настоящее время на местах созданы специальные комиссии для удостоверения факта, времени и периода добычи волков и шакалов, а также определения их возраста, подлинности видовой принадлежности предъявленных шкур, осуществления их мечения, оформления актов о добыче (за добытые шкуры волков и шакалов выплачены премий на сумму 912,0 тыс. сом).

Динамика добычи волков и шакалов

с 2008 по 2015 года. 

Наименование видов животных

Количество добытых диких животных (голов) по годам

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

шакал

633

897

797

1050

1124

1024

742

837

волк

270

414

340

392

403

591

489

473

 

Организация и проведение охоты

Организация охоты проводится в основном в трех направлениях:

а) спортивно-любительская охота для местного населения ‑проводится преимущественно в охотугодьях областных представительств Департамента охоты, и общественных объединений охотников – Кыргызохотрыболовсоюза, Чуй-Бишкекского общества охотников и рыболовов и Военно-охотничьего общества.

 

Лимит добычи диких животных в спортивно-любительских целях

(с сезона охоты 2008-2009 по 2015-2016 гг.)  составил: 

Наименование видов животных

Размер лимита добычи диких животных (голов) по охотничьим сезонам

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Спортивно-любительская охота

горный козел

1362

1113

1163

1096

1255

805

393

490

косуля

248

228

252

254

242

223

77

80

кабан

116

99

102

118

121

116

40

45

фазан

3086

2400

2834

3282

4244

3826

2987

2262

Количество добытых диких животных (голов)

горный козел

950

922

912

1031

982

775

283

112

косуля

175

180

198

212

152

202

63

10

кабан

85

82

83

101

83

101

32

34

фазан

2623

2340

2472

3130

3640

3700

2440

1906

Поступление денежных средств от добычи диких животных составило: 

Наименование видов животных

Поступление денежных средств (тыс. сом) по сезонам охоты

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Спортивно-любительская охота

горный козел

570,0

553,2

547,2

618,6

589,2

465,0

169,8

1120,0

косуля

70,0

72,0

79,2

84,8

60,8

80,0

25,2

80,0

кабан

34,0

32,8

33,2

40,4

33,2

40,4

12,8

238,0

фазан

65,6

58,5

61,8

78,2

91,0

92,5

61,0

152,0

Итого:

739,6

716,5

721,4

822,0

774,2

677,9

268,8

1619,0

 

В сравнении с предыдущими сезонами охоты лимит на добычу существенно сокращен, но поступления существенно увеличены. 

Виды диких животных

За сезон охоты 2008-2009 гг.

За сезон охоты 2015-2016 гг.

Разница по сравнению с сезоном охоты 2012-2013 гг

Лимит (голов)

Реали-зовано

Лимит (голов)

Реали-зовано

Лимит (голов)

(>меньше)

Реализовано

(>меньше)

козерог 

1362

950

490

112

> 872 или на 65%

 > 838 или на 88%

косуля

248

175

85

10

> 163 или на 66%

 > 165 или на 94%

кабан 

116

85

54

34

> 62 или на 53%

 > 51  или на 60%

фазан

3086

2623

2202

1906

> 1842 или на 29%

 > 717 или на 27%

 

С 2014 года лимит на спортивно-любительскую охоту значительно сокращен и в некоторые районы введены временные запреты на копытных животных.

Например: Мораторий на охоту ‑ Приказом от 12.08.2014 г. № 01-9/279 было временно (на два сезона) приостановлено проведение спортивно-любительской охоты на диких копытных животных в ряде районов республики, в том числе:

- Ошской области - Узгенском, Ноокатском и Кара-Суйском;

- Джалал-Абадской области - Сузакском и Базар-Коргонском;

- Чуйской области - Сокулукском, Аламединском и Иссык-Атинском;

- Таласской области - Кара-Бууринском и Манасском;

- Баткенской области - Лейлекском;

- Нарынской области - Ат-Башинском, Ак-Талинском и Нарынском;

- Иссык-Кульской области - во всех районах.

В дальнейшем планируется продолжение данного метода в других районах и Госагентством разработано Постановления Правительства Кыргызской Республики «Об установлении запретов и ограничений на специальное пользование объектами животного мира» и внесено на рассмотрение если проект утвердится в Правительстве то согласно к нему запреты охоты будут производится следующим образом:

- по Баткенской, Иссык-Кульской областям и районам Чуйской области, прилегающим к городу Бишкек, с 2017 года по 2019 года;

- по Нарынской, Ошской областям с 2020 года по 2022 года;

- по Жалал-Абадской, Таласской и Чуйской областям, кроме районов, прилегающих к городу Бишкек, с 2023 года по 2025 года.

 . б) промысловая охота для заготовки шкур диких животных;

В Кыргызской Республике промысловая охота проводится на сурка и ондатру. 

 

Лимит добычи сурка и ондатры ( с 2008-2009 по 2015-2016 гг)  составил: 

Наименование видов животных

Промысловая охота на  диких животных  по охотничьим сезонам

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Лимит добычи (голов)

сурок

2150

5350

1670

4240

6290

4602

2450

3753

ондатра

1760

1590

1400

1400

600

1515

1819

980

Количество добытых животных (голов)

сурок

1100

970

1236

1203

3558

4330

2450

1550

ондатра

1300

1290

1278

490

600

1465

1519

-

 

в) трофейная охота для иностранных охотников.

Ежегодно лимит и сроки  добычи диких животных устанавливаются по согласованию с Национальной Академией наук КР, на основании данных охотпользователей по учету численности диких животных.

Установленный лимит распределяется по охотпользователям на основании предоставленных отчетов по охранным и биотехническим мероприятиям, а также  по учету численности диких животных на закрепленных охотничьих угодьях. Установленный лимит распределяется между охотпользователями комиссией, созданной при Госагентстве.

            В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Кыргызской Республики охотпользователями обеспечиваются круглогодичная охрана диких животных и среды их обитания, минимизация негативных факторов, влияющих на состояние ресурсов животного мира, сохранение и приумножение охотничьих ресурсов, что создает предпосылки для привлечения как местных охотников, так и иностранных туристов-охотников.

            На сегодняшний день в Кыргызской Республике охрану объектов животного мира, проведение воспроизводственных и биотехнических мероприятий на закрепленных охотничьих угодьях осуществляют 209 егерей: 53 егеря – в государственных охотничьих участках (финансирование из госбюджета), а 156 егерей – в угодьях, закрепленных за общественными и частными охотхозяйствующими субъектами (финансируются за счет их собственных средств).

 

Лимит добычи диких животных для иностранной охоты

(с сезона охоты 2008-2009 по 2015-2016 гг.)  составил: 

Наименование видов животных

Добыча  диких животных (голов) иностранными охотниками по охотничьим сезонам

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-

2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Лимит добычи (голов)

горный баран

60

70

70

70

82

73

85

70

горный козел

450

400

400

400

400

400

305

400

косуля

20

20

20

20

20

20

20

30

кабан

5

5

5

5

5

5

5

10

фазан

 

 

 

 

500

500

500

300

 Количество добытых диких животных (голов)

горный баран

50

55

53

68

82

73

85

70

горный козел

255

238

192

255

303

295

305

265

косуля

4

8

2

4

7

13

6

3

волк

 

 

14

17

32

18

19

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступление денежных средств от добычи диких животных (в период сезонов охоты с 2008-2009 гг. по 2015-2016 гг.) составило:

Наименование видов животных

Поступление денежных средств (тыс. сом) по сезонам охоты

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

 

Иностранная охота

горный баран

12500,0

13750,0

13250,0

17000,0

20500,0

18250,0

21250,0

31500,0

горный козел

9180,0

8568,0

6912,0

9180,0

10908,0

10620,0

10980,0

18550,0

косуля

40,0

80,0

20,0

40,0

70,0

130,0

60,0

90,0

волк

 

 

 

 

 

 

 

285,0

Итого:

21720,0

22398,0

20182,0

26220,0

31478,0

29000,0

32290,0

50425,0

 Поступление денежных средств от добычи диких животных (по спортивно-любительской, промысловой и иностранной охоты в период сезонов охоты с 2008-2009 гг по 2015-2016 гг.) составило: 

 

 

 

Всего поступлений:

Поступление денежных средств (тыс. сом) по сезонам охоты

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

 

22521,5

 

23171,7

 

20969,6

 

27092,9

 

32387,5

 

29855,8

 

32671,9

 

52098,2

Отчисления в местные бюджеты от иностр. охоты до сезон 2013-2014 гг. 20%:, с сезона 2015-2016 гг. 25%.

 

 

4344,0

 

 

4479,6

 

 

4036,4

 

 

5244,0

 

 

5723,6

 

 

5800,0

 

 

8072,5

 

 

13011,0

 Кроме того, в Республику поступают более 70 млн. сомов в год, связанные с пребыванием иностранных охотников туристов. В сезон охоты 2015-2016 г.г. республику посетили 404 иностранных охотника, из них из США ‑ 102, России ‑ 48, Германии ‑ 40, Испании – 38, и 176 – из других стран.

            Ведение охотхозяйственной деятельности путем устойчивого управления способствует сохранению, воспроизводству диких животных и увеличению доходной части республиканского бюджета, в том числе значительному поступлению денежных средств в местный бюджет. 

Финансовая деятельность

            За 2015 год из республиканского бюджета на содержание Департамента рационального использования природных ресурсов выделено всего 15 386,6 тыс. сомов, из них: заработная плата 13 168,3 тыс. сомов, отчисления в соц. фонд 1 957,8 тыс. сомов.

С мая месяца 2015 года увеличилась заработная плата районных охотоведов ‑ в 2,5 раза, и егерей ‑ в 3 раза, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7.04.2015 года № 201. 

Для улучшения материально-технического обеспечения работы егерей и охотоведов Департаментом за 2015 год было приобретено: GPS–навигаторов – 30 шт. на сумму 540,0 тыс. сом, биноклей – 80 шт. на 512,0 тыс. сом, спальных мешков – 35 шт. на 140,0 тыс. сом, офицерских планшетов – 120 шт. на 312,0 тыс. сом, фотоаппаратов – 70 шт. на 556,5 тыс. сом, травматических пистолетов – 85 шт. на 2 337,5 тыс. сом, палаток – 21 шт. на 142,8 тыс. сом, автомашины – 3 ед. на 2 172,0 тыс. сом, моторная лодка – 1 ед. на 165,0 тыс. сом; всего на общую сумму в 6 877,8 тыс. сомов.